Logo
ИСТОРИЯ
ПРИРОДА
 
ЭКОНОМИКА
 
ОБЩЕСТВО
 
ВЛАСТЬ
 
 ФОТОАЛЬБОМ
  русский | english
История Кольского края

Награды Мурманской области

История административного статуса Кольского края

Руководство области

Видные деятели Мурмана ХХ столетия

История пограничной охраны

Хроника важнейших событий

История » Руководство области » ЛЫТКИН Борис Григорьевич

ЛЫТКИН Борис Григорьевич

председатель исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся в 1941-1947 гг.

Родился 7 февраля 1908 г. в деревне Дурыкино Московского уезда Московской губернии.

В 1924 г. по комсомольской путевке поступил на работу на фабрику электриком, в 1930 г. вступил в ряды ВКП(б).

Борис Григорьевич был участником строительства Московского метрополитена, в 1933-1937 гг. работал электромонтером, бригадиром на шахтах при строительстве станций метро «Библиотека имени Ленина», «Площадь Революции», «Динамо», редактировал газету «Метростроевец».

В 1937 г. он был направлен на партийную работу, работал инструктором, помощником секретаря, секретарем Свердловского райкома ВКП(б) г. Москвы.

В 1940 гг. Б.Г. Лыткин окончил Высшую школу парторганизаторов ЦК ВКП(б), после ее окончания в январе-августе 1940 г. работал помощником члена партколлегии Комиссии Партийного Контроля при ЦК ВКП(б).

В августе 1940 г. Борис Григорьевич получил направление в Мурманскую область и был назначен уполномоченным КПК при ЦК ВКП(б) по Мурманской области, в октябре 1941 г. избран членом бюро Мурманского обкома ВКП(б).

Решением исполнительного комитета Мурманского областного Совета депутатов трудящихся от 14 октября 1941 г. Борис Григорьевич Лыткин был утвержден председателем Мурманского облисполкома, избран решением 7 сессии 1 созыва областного Совета депутатов трудящихся от 2-3 ноября 1942 г.

Освобожден от должности председателя исполнительного комитета областного Совета депутатов трудящихся решением облисполкома от 3 октября 1947 г. в связи с выбытием на учебу в Высшую партийную школу ЦК ВКП(б).

Б.Г. Лыткин неоднократно избирался в советские и партийные выборные органы, был депутатом Верховного Совета РСФСР, членом Мурманского обкома и бюро обкома ВКП(б), членом пленума Свердловского РК ВКП(б) г. Москвы.

За работу в годы Великой Отечественной войны он был награжден орденом Красной Звезды (1945 г.), медалями «Партизану Отечественной войны» 2-й степени (1945 г.), «За оборону Советского Заполярья» (1945 г.), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1945 г.)

В период Великой Отечественной войны советские и партийные органы области проделали большую работу по оказанию помощи фронту и Северному флоту.

Мурманская судоверфь, судоремонтный завод морского пароходства, Кандалакшский механический завод налаживали выпуск автоматов, минометов, боеприпасов, судоремонтные заводы осваивали ремонт боевых кораблей.

Предприятия местной промышленности и промысловой кооперации шили обмундирование, ремонтировали обувь, изготавливали сани, повозки, лыжи, волокуши. Только за первый год войны предприятия облпромсоюза отремонтировали 35 тысяч шинелей и 26 тысяч пар валенок. Оленеводческие колхозы предоставили в распоряжение фронта оленей, нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.

Большая часть рыболовного флота была передана Северному флоту, на оставшихся судах рыбаки с риском для жизни вели промысел в районах боевых действий. В 1941 г. рыбаки тралового флота добыли около 51 тысячи центнеров рыбы, в 1942 г. – 86 тысяч центнеров, а в 1943 г. – 327 тысяч центнеров рыбы. В январе 1942 г. жители области отправили первый эшелон с рыбой в осажденный Ленинград.

С начала 1942 г. Мурманск стал принимать союзные караваны.

Мурманские портовики разгрузили за годы войны 250 кораблей и переработали более 1 миллиона тонн грузов. Железнодорожники Заполярья отправили 1246 тонн боевой техники, промышленного оборудования и продовольствия.

Уже с 1942 г. началось восстановление комбината «Североникель», а с 1943 г. – комбината «Апатит». Восстановленный в ходе войны комбинат «Североникель» дал оборонным предприятиям сотни тонн никеля и меди, а комбинат «Апатит» фосфор и зажигательную смесь.

За первые два года войны вражеская авиация совершила 792 налета на Мурманск, сбросила более 181 тысячи зажигательных и 4100 фугасных бомб. Мурманчане под бомбами выполняли фронтовые заказы – разгружали пароходы, ремонтировали корабли, ловили рыбу, отправляли железнодорожные составы с боеприпасами.

В короткий срок в Мурманске было построено необходимое количество бомбоубежищ, из них половина – скального типа, что позволило обеспечить укрытие населению Мурманска в период интенсивных налетов вражеской авиации.

Облисполкомом было обеспечено размещение жителей, пострадавших от бомбежек и лишившихся крова.

Зимой 1941-1942 г., когда Кольский полуостров оказался фактически отрезанным от всей страны, остро встал вопрос снабжения населения продовольствием. В области стали создаваться специальные бригады охотников и рыболовов для отстрела лосей, куропаток, диких оленей, лова рыбы во внутренних водоемах.

Принимались меры для развития подсобных хозяйств, индивидуального огородничества, улучшения работы совхозов и колхозов. В военные годы посевная площадь была увеличена по сравнению с довоенным уровнем на 71 процент. В обработке индивидуальных огородов, на которых выращивались картофель и овощи, участвовало 39 тысяч жителей области.

Вклад воинов Карельского фронта, Северного флота, трудящихся Мурманской области в годы войны был высоко оценен. Указом Президиума Верховного совета СССР 5 декабря 1944 г. была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья». Эту награду получили около 24 тысяч мурманчан.

После окончания Великой Отечественной войны в июле 1945 г. на территории освобожденной Печенги был образован Печенгский район и включен в состав Мурманской области. Облисполком принял руководство новым районом, обеспечил формирование на его территории органов власти, наладил работу предприятий и учреждений. Уже в 1946 г. был пущен комбинат «Печенганикель».

Развитие экономики области в послевоенные годы шло высокими темпами. Была проделана большая работа по восстановлению и строительству комбинатов «Североникель», «Печенганикель», развитию рыбной промышленности, железнодорожного и водного транспорта, развертыванию кооперативной торговли. В послевоенные годы, когда в стране не хватало товаров широкого потребления и существовало нормированное снабжение товарами по карточкам, в области налаживалось производство обуви, кроватей, гвоздей, металлической посуды и других необходимых населению вещей.

Война нанесла городам и поселкам области огромный урон. В области было разрушено 285 тысяч квадратных метров жилой площади, главным образом в областном центре. Уже к началу декабря 1946 г. было восстановлено 185 тысяч квадратных метров жилой площади, восстанавливались школы, больницы, культурные учреждения.

За годы войны население области сократилось вдвое. Чтобы привлечь в Заполярье квалифицированные кадры в 1945 г. трудящимся области были установлены льготы в виде полярных надбавок к заработной плате, дополнительных отпусков, оплачиваемого проезда в отпуск раз в три года.

В 1947 г. промышленность области достигла довоенного уровня, а затем превысила его.

В августе 1947 г. неподалеку от станции Оленья, возле железорудного месторождения, был заложен новый город Оленегорск. Началось строительство Оленегорского горно-обогатительного комбината, возникала новая отрасль производства – железорудная промышленность.

 

© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru