Logo
ИСТОРИЯ
ПРИРОДА
 
ЭКОНОМИКА
 
ОБЩЕСТВО
 
ВЛАСТЬ
 
 ФОТОАЛЬБОМ
  русский | english
История Кольского края
История » История Кольского края » Кольский край в составе Российской империи

Кольский край в составе Российской империи
(XVIII – начало ХХ вв.)

В начале ХVIII века, с переводом российской столицы в Петербург, падает значение Архангельска (и всего русского Севера) как морских ворот государства.

Правда, Петр I решил создать в Заполярье китобойные промыслы. По его указу на архангельских верфях - построили три крупных корабля, в Екатерининской гавани (где ныне находится город Полярный) соорудили пристань и предприятие для разделки китовых туш, а в Коле — жиротопенный завод. Но после смерти Петра I «Кольское китоловство» потерпело крах.

В середине XVIII века экономика края еще более пришла в упадок. В начале 60-х годов на Мурмане вылавливалось всего 4 тысячи центнеров рыбы. Если в 1747 г. на промыслы выходило 643 человека, то в 1765 г. — только 187. Резко сократилась добыча сала морских животных. Вследствие упадка мурманских промыслов в Поморье стал ощущаться недостаток продовольствия. Недоимки в сборе государственных податей росли с каждым годом.

Причиной упадка промыслов были монополии — предоставление одному лицу или группе лиц (барону П.П. Шафирову, граф П.И. Шувалову) права скупать продукты того или иного промысла: зверобойного, трескового, сельдяного. Промышленникам строжайше запрещалось продавать сало, кожи, моржовые клыки, сухую треску, сельдь, рыбий жир кому-либо, кроме агентов монополиста.

Не имея конкурентов, монополисты скупали продукты промыслов по предельно низкой цене. Так, за пуд сала они платили 35—40 копеек (продавали его в Архангельске по 80 копеек). В результате много мелких предпринимателей разорилось.

Лову рыбы на Мурмане не благоприятствовала и промысловая обстановка (треска держалась от берегов дальше обычного).

Определенной помехой развитию промыслов стало монастырское землевладение. На протяжении XVI — XVII веков земельные владения монастырей постоянно расширялись и достигли огромных размеров. Печенгскому монастырю, например, принадлежало около четверти Кольского полуострова. Монахи отдавали угодья в аренду промышленникам — колянам и поморам. Так, за лов рыбы в реке Вороньей брали 6 рублей в год, в реке Териберке — 9 рублей 30 копеек и т.д.

Правительство Екатерины II, видя упадок промыслов и всеобщее недовольство торгово-промышленного населения Поморья, решило провести крупные реформы.

В 1764 г. духовные вотчины были ликвидированы прекратил свое существование Печенгский монастырь. Промысловые и сельскохозяйственные угодья монастырей перешли к бывшим вотчинным крестьянам и саамам, которые сначала платили за это дополнительный полуторарублевый оброк, но вскоре он был отменен.

В 1768 г. были ликвидированы монополии: промышленникам разрешили сбывать продукцию внутри страны кому угодно, а вывоз сала за границу предоставили архангельскому купечеству.

В 1775 г. царское правительство отменило сборы с рыбных ловель, зверобойных и птичьих промыслов, салотопен, кузниц, мельниц, бань, амбаров и жилых помещений, сдаваемых в наем. В 1780 г. было прекращено взимание пошлин с судов и людей, ходивших на мурманские промыслы, а также несение казенных служб. Крестьянам, имеющим капитал, разрешили записываться в купеческое и мещанское сословия.

Купцы и зажиточные поморы стали энергично заниматься промыслами, сравнительно быстро увеличивая свои капиталы. Большую часть полученных прибылей они употребляли на приобретение судов и снастей, постройку станов, освоение новых промысловых районов.

Однако развитию промыслов по-прежнему мешала внешняя угроза, на этот раз со стороны англичан.

В 1809 г. Кольский полуостров впервые подвергся их нападению. Англичане хорошо знали об отсутствии вооруженных сил на Кольском полуострове. Городничий Иван Владимиров писал губернатору: «Я же со своей стороны к защищению города не имею никакого орудия, а притом и жители все разъехались на морской промысел, которых собрать сюда за дальностью вскоре уже неможно, команда же воинская здесь самая малая, в коей служители все престарелые и увечные… а ружья все ветхие и к употреблению негодные».

Прибыв на Мурман 5 мая 1809 г., они стали обстреливать из пушек рыбацкие суда. В Екатерининской гавани захватили десять промысловых и транспортных судов, много муки, соли, рыбы, пороха, свинца и другого имущества.

Утром 11 мая три английских катера, подошли к Коле «без флагов, со многим количеством вооруженных солдат и матросов, при двух пушках». Население, собрав наспех пожитки, бежало в сопки.

Высадившись на берег, англичане схватили инвалидов-солдат, обезоружили их и заперли вместе с несколькими чиновниками в здании суда. Затем стали ходить по домам, искать ценные вещи и съестные припасы. Налетчики забрали весь оставленный жителями скот (около 50 голов), два мореходных судна, строевой лес, промысловое снаряжение. Около шестидесяти британских моряков, почувствовав себя полными хозяевами в городе, взломали питейное заведение, изрядно хватили хмельного, горланили песни, стреляли в собак.

Новому нападению Кольский край подвергся в годы Крымской войны. Власти не приняли серьезных мер для защиты Заполярья. Оборона города была возложена на инвалидную команду, состоявшую из пятидесяти солдат и трех унтер-офицеров. В их распоряжении имелось два пуда пороха и шесть пудов свинца. Из ста ружей, имевшихся в Коле, почти половина не годилась для стрельбы.

В июне 1854 г. в воды Русского Севера пришла англо-французская эскадра, насчитывавшая семь военных кораблей. Базируясь на острове Сосновец в Горле Белого моря, она стала захватывать русские торговые и промысловые суда, совершать нападения на поморские селения и саамские погосты.

10 августа к Коле подошел английский паровой корвет «Миранда», вооруженный шестнадцатью орудиями крупного калибра. На борту его было более двухсот матросов. Командир корабля Эдмунд Лайонс выслал на берег шлюпку с парламентером, который передал полянам письменное требование о немедленной сдаче. В случае отказа англичане угрожали бомбардировкой. Если же коляне согласятся на сдачу города, им обещали сохранить дома и прочее имущество.

Жители Колы отклонили ультиматум. Солдаты инвалидной команды и вооруженные добровольцы — всего около девяноста человек — приготовились к бою. Остальное население покинуло город и укрылось в сопках.

Рано утром 11 августа противник начал ожесточенный обстрел Колы и сделали попытку высадить десант, но, заметив там защитников, отказались от своего намерения. В результате двадцатичасовой бомбардировки в Коле сгорели девятнадцатиглавый Воскресенский собор, 92 жилых дома, хлебный, соляной и винный склады, много амбаров и бань. Полностью сгорел и старинный Кольский острог. От всего города уцелело только 18 домов: 3 — в центре, прикрытые от снарядов каменной церковью, и 15 ветхих лачуг — в дальнем концы Колы, защищенные возвышенностью.

Кольскому краю был причинен огромный урон. Промыслы пришли в упадок. Не хватало продовольствия и самых необходимых вещей.К тому же в декабре 1858 г. Кольский полуостров включили в состав Кемского уезда. Кола стала заштатным (неуездным) городом. Все административные учреждения в ней закрыли. Кола лишилась почтового отделения и врачебного пункта. Прекратилось сообщение по Кольскому тракту.

Но реформы 60 – 70-х гг. создали условия для более быстрого развития страны. Окраинные, отсталые территории, стали втягиваться в сферу общественного хозяйства. По мере развития парового транспорта преодолевались замкнутость и оторванность окраин от торгово-промышленной жизни внутренней России.

погрузка на судно рыбы
Погрузка на судно рыбы

В начале 70-х годов группа предпринимателей при поддержке правительства основала Товарищество, которое купило в Англии два парохода и организовало регулярное движение их вдоль Мурманского побережья с подходом к основным колониям и становищам на линии Архангельск — Барде (Северная Норвегия). Затем открылось сообщение на линии Архангельск — Кандалакша с заходом парохода в Ковду, Умбу, Кашкаранцы и Кузомень. С 1878 г. мурманскую рыбу стали морем отправлять в Петербург, вошли в строй новые суда: пароход «Ломоносов» водоизмещением 900 тонн, «Император Николай II». В 1897 г. Всего Товариществу принадлежало 10 судов общей стоимостью более миллиона рублей. Кроме него, на Севере действовало пароходство И.И. Буркова, перевозившее грузы и пассажиров по подряду или там, где возникала сезонная потребность. Морские сообщения стали важным фактором в развитии Кольского края.

В 1895 г. началось сооружение телеграфной линии от Кемп до Ворьемы (пункт на границе с Норвегией). В октябре 1896 г. стали принимать телеграммы станции в Ковде, Коле, Екатерининской гавани, Вайда-Губе и Печенге.

В экономической жизни Мурмана большую роль стали играть фактории - заведения, совмещавшие лавку, склад товаров и какое-либо промышленное предприятие (жиротопенное, рыбозасолочное, сетевязальное). Фактористы имели собственные мореходные суда, доставляли на Мурман как русские, так и иностранные товары. У промышленников они скупали рыбу, тресковую и акулью печень и продавали им все необходимое — съестные припасы, напитки, снасти, соль, тару, рыболовные крючки, одежду, обувь. Первая фактория открылась в 1869 г.

Ярко развитие на Мурмане проявилось и в возникновении и росте лесопильной промышленности.

Первый лесопильный завод был основан на острове Березовом, близ села Ковды, в 1891 г. Н. Русановым. Через 6 лет в поселке при заводе проживало уже более 500 человек. Затем возле Ковды появилось еще два лесопильных завода: на островах Еловом и Засеченном — К. Нюландера и Н. Волкова (финский капитал) и на острове Овечьем — К. Стюарта (английский капитал). В 1897 г. возник лесопильный завод в урочище Дровяном, в четырех километрах от Колы. Владельцем его был крестьянин А.И. Буторин. В 1898 — 1899 гг. Я.П. Беляев построил лесопильный завод близ села Умбы.

Все эти первые ростки промышленности на Мурмане готовили базу для решительного освоения Кольского края начавшегося с I мировой войной.

 

© 2004 ЦИТ МГТУ | О проекте По вопросам размещения информации обращайтесь по адресу info@murman.ru